Сейчас купить автомобиль не проблема, были бы деньги. Вспомним, как это делали в Советском Союзе

Многие люди, даже те, кто не застал времена СССР, знают, что тогда автомобиль был у редких счастливчиков. Машина в действительности была роскошью, а не средством передвижения. Но каким образом тогда транспортные средства находили своих владельцев? Можно попытаться восстановить примерный ход действий того времени и попытаться виртуально приобрести автомобиль.

Разумеется, речь идет только о седанах. Ведь тогда внедорожников или универсалов вообще не было в свободной продаже. Конечно, в теории имелась вероятность стать обладателем УАЗа, РАФа ил Волги. Только это были бы далеко не новые, а списанные автомобили. Еще можно вспомнить универсалы Москвич и ВАЗ, но выпускалось их минимальное количество.

Изучаем цены

Как и сейчас, в то время потенциальные водители сначала приценивались к машинам. Отечественные автозаводы предлагали следующие модели:

  1. ЗАЗ 968 М стоимостью 5600 рублей.
  2. Москвичи 21406, 2140, 2140 Люкс. Стоили они 7400, 7500 и 8000 рублей соответственно.
  3. ИЖ-Комби. Продавался за 7500 рублей.
  4. Множество моделей автомобилей ВАЗ. Они стоили от 6400 до 10300 рублей.
  5. Волга ГАЗ 24. Самая дорогая модель. Она оценивалась в 11200 рублей.

Деньги есть, в чем тогда сложность?

Даже если у вас были такие огромные суммы денег, то машин в наличие не было.

Да, заводы работают и в теории автомобили должны быть в продаже. Вот только по факту нужно было писать заявления в местный комитет профсоюза по месту работы.

Однако и тут желающего получить машину ждала серьезная проблема. В те времена каждое предприятие или организация оценивалась по своему вкладу в развитие страны. И чем он был больше, тем большая квота на предприятие выделялась. По ней и рассчитывалось, какое количество, и какие конкретно модели транспортных средств полагались сотрудникам.

В средних организациях распределение производилось так: всего одна Волга, несколько автомобилей марки Жигули или Москвич и не более десяти Запорожцев.

Ну вот, квота известна, автомобили ждут своих владельцев, и вы написали заявление. Идем покупать? Как бы ни так. Дело в том, что простого заявления было недостаточно. Тогда автомобили могли получить только самые ценные сотрудники с безупречной репутацией.  Ваша кандидатура будет рассматриваться представителями парткома и профсоюза. Именно они принимали решение о том, достоин ли сотрудник стать обладателем заветного автомобиля.

Все согласовали, что дальше

Но и это еще не все. Даже если ваша кандидатура одобрена, просто пойти купить машину не получится. Сначала нужно получить все документы и встать с ними в очередь. Правда сначала нужно приобрести открытку на почте, указать в ней свой адрес и отправить ее в местком. Теперь остается только ждать. А сколько ждать, неизвестно.

Тот же ВАЗ из 700 тысяч автомобилей, выпускаемых за год, почти половину отправлял на экспорт. Так что, огромные очереди за машинами были в порядке вещей. Но вот, наконец вам пришло письмо, приглашающее на выбор автомобиля в автомагазин.

Идем туда и получаем автомобиль. Опять нет! Сначала придется оплатить покупку, а потом вас отправят за ней на склад. Здесь придется отстоять еще одну очередь из таких же счастливчиков. Причем, часто бывало так, что вы должны были получить ВАЗ 2106, а в наличии были только «пятерки».

Разумеется, выбрать цвет тоже не представлялось возможным. Доставался такой, какой был сейчас на складе. И, конечно, отказывающихся не было. Брали то, что в наличие. Ведь не станешь же заново проходить всю эту процедуру. Зато теперь вы входите в когорту счастливых обладателей автомобилей.

А как же приобретали машины артисты, спортсмены и прочие знаменитости?


Для них все было намного проще. Большинство из них получали премии, заработную плату и командировочные в валюте. Причем, большая ее часть оставалась в стране в виде чеков Внешпосылторга.

Покупки на них были возможны в магазинах «Березка». В этих магазинах отоваривались избранные граждане СССР. Были здесь и автомобили. И стоимость их была намного доступнее. Та же Волга ГАЗ 24 оценивалась всего в 1850 чеков. Никаких очередей и квот не было.

Еще в те времена существовало такое понятие, как реэкспорт. Особенно оно практиковалось в 80-е года. Так, когда правительство нашей  страны ввело войска в Афганистан, многие страны ввели санкции на ввоз нашей продукции. Под действие эмбарго попал и Автоэкспорт, которому пришлось вернуть партии автомобилей, отправляющихся в Европу и Канады.

А эти модели сильно отличались от тех, что выпускались для внутреннего рынка. У них была более богатая комплектация и продвинутые технические характеристики. Например, в СССР Жигули выпускались с четырехступенчатой коробкой, а за границу шла модель с пятиступенчатой механикой. Такие автомобили потом продавались по свободной записи.

Есть, что добавить? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.