5 действия после которых расход двигателя сильно снизится
Расход топлива можно снизить множеством способов. Некоторые всем очевидны, но встречаются и довольно неожиданные. В этой статье мы рассмотрим пять простых методов экономии топлива, которые сможем применить каждый водитель.
Энергосберегающее масло
Каждый может представить себе, как бесполезно затрачивается энергия на выделение тепла при трении. А уж если человек слышал про режимы жидкостного трения в автомобильном двигателе, то задача минимизации потерь выглядит совсем просто. Достаточно обеспечить масляную плёнку под давлением между парами трения – и задача решена. На самом деле не всё так просто.
Вращающиеся детали мотора будут работать с масляной прослойкой между ними при любом типе применяемого масла. Речь не идёт об экономии в её примитивном виде, когда масло не работает, и детали начинают тереться всухую. Такое недопустимо и почти никогда не происходит. Даже режимы полужидкостного трения исключены конструкцией двигателя.
Энергосберегающие масла способны сократить потери более высокого порядка, улучшить прокачиваемость масла, уменьшить вредные явления в самой тонкой смазывающей плёнке, сократить время работы в невыгодных режимах изменяющейся температуры.
Это всё пусть немного, но заметно экономит топливо. Общий подход прост – чем выше уровень качества масла, тем оно больше способно сократить потери в моторе и поднять его механический КПД.
Качественный бензин
Прежде всего это касается октанового числа топлива, то есть его стойкости к детонационному горению. Процесс настолько вреден, что способен как ухудшить показатели двигателя, так и полностью его разрушить.
Современный мотор снабжён датчиком, который постоянно следит за появлением детонации и принимает меры по её прекращению. Обычно это отброс величины опережения зажигания на более позднее время цикла, а также корректировка состава смеси в сторону обогащения. И то, и другое ведёт к увеличению расхода.
Не допускать подобное достаточно просто – надо применять бензин с максимальным значением октанового числа из диапазона разрешённых инструкцией. При этом само товарное топливо должно соответствовать заявленным характеристикам. Двигатель обязательно отреагирует на это нормализацией момента зажигания и работой на максимально обеднённой смеси.
Запрограммированная экономичность
Двигателями автомобилей давно уже управляют не механические устройства, вроде карбюратора и трамблёра, а компьютерные программы. Микропроцессоры определяют сколько топлива и в какой момент подавать в каждый цилиндр, когда его поджигать, что делать с отработанными газами. Эти процессы тщательно продуманы, а результаты хранятся в памяти бортовых контроллеров в виде карт прошивки.
Невозможно оптимизировать управляющую программу под каждый экземпляр автомобиля, насколько бы одинаковыми они не сходили с конвейера. Выражаясь математическим языком, который и понимают компьютеры, здесь слишком много переменных.
Производство всегда имеет дело не с точными значениями, а с полями допуска, которые способны накладываясь друг на друга вносить значительные отклонения от среднего значения. К этому добавляется влияние особенностей эксплуатации конкретного авто.
На реализации скрытых здесь резервов и основано направление индивидуальных доработок управляющих программ, всем известное как чип-тюнинг. Обычно «чипуются» машины с целью повышения мощности.
Точно так же можно любой двигатель заточить и под экономичность. Существуют даже готовые коммерческие прошивки, снижающие расход. Ещё лучшего результата можно добиться индивидуальной работой с двигателем в реальном времени.
Правильные свечи
От этих мелких деталей на самом деле многое зависит. Именно свечи зажигания задают начальную температуру горения смеси. При этом известно, насколько трудно поджечь слишком бедную смесь в экономичном режиме.
При работе выступающий в камеру сгорания изолятор свечи с электродом должен быть разогрет до строго определённой температуры. И подобные способности свеча должна сохранять при долгой службе в самых невыносимых условиях.
Когда её термически циклируют открытым пламенем, на неё летят агрессивные вещества с высокой температурой, и всё это в оглушающем акустическом грохоте, часто с элементами настоящего взрыва – детонации. Теперь понятно, насколько важно правильно подобрать свечу, и как это повлияет на расход бензина.
Своевременное и тщательное обслуживание
Параметры любого устройства изменяются по мере его старения. Избежать этого призваны регулярные технические обслуживания. Многим известно, как мотор буквально оживает после плановых работ. С чем это связано?
Простое регулярное ТО. Замена масла, фильтров, свечей, возможно, деталей привода газораспределительного механизма. Про свойства масел уже было сказано. Вот именно такими они станут сразу после замены. К концу срока службы трудно говорить об эффективности энергосбережения. Это же касается масляного фильтра.
Если он забит отложениями – о каких потерях на прокачивание может идти речь? Или о насосных потерях двигателя на получение воздуха через полный пыли воздушный фильтр. Или сбитых фазах газораспределения. Всё это гораздо важнее, чем выглядит на первый взгляд.
Иногда может показаться чудом достижение экономии в несколько литров на сто километров простейшими действиями. Да, так действительно теоретически не бывает. Но при одном исключении – если изначально ошибочными регулировками, некачественными расходными материалами и злостным невниманием к мотору его расход не был искусственно увеличен на ту же неприемлемую величину.
Расскажите нам в комментариях о том, каким образом Вам удается снизить расход топлива. Возможно это очень пригодится читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.