Можно ли стоять под стрелкой при движении прямо?
Давайте немного пофантазируем, а может, вспомним недавний раздражающий случай за рулем.
О чем идет речь?
Двигаясь в крайней полосе, вы подъезжаете к перекрестку, регулируемому светофором с дополнительной секцией, и готовитесь повернуть по горящей зеленым цветом стрелке. Но перед вами стоит машина, которая собирается продолжить движение прямо, а основной сигнал запрещает. В итоге вы вынуждены ждать, когда загорится зеленый для впередистоящего автомобиля, и только после этого едете сами. Знакомая ситуация?
Большинство автомобилистов на вашем месте нервничают, возмущенно сигналят и ругают водителя, задерживающего движение и не дающего совершить маневр поворота. Их не сложно понять, но давайте разберемся, насколько правомерны действия предполагаемого нарушителя.
Что сказано в ПДД?
Согласно своду ПДД, если на дороге нет особой разметки или знаков, регламентирующих движение по полосам, ехать прямо можно в любой полосе, а поворачивать – только из крайних. Именно на таких участках чаще всего происходят конфликты и споры о том, должен ли водитель повернуть по стрелке или может стоять под ней, дожидаясь разрешающего сигнала.
Причина этих споров кроется не в «отсутствии совести» или «дурном характере» автолюбителей, а в том, что организация дорожного движения в подобной ситуации не проработана должным образом. Как результат – поведение водителей фактически ничем не регулируется. Действительно, ни в одной статье Правил не сформулирован запрет остановки под стрелкой для движения прямо на неразмеченной дороге!
То же самое на деле происходит и тогда, когда разметка разрешает движение из текущей полосы и в сторону, и прямо. Такую полосу ничто не запрещает занимать, даже если вы не планируете менять траекторию своего пути.
Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах
Однако есть документ, регулирующий дорожное движение и обладающий даже большим авторитетом по сравнению с ПДД, в котором этот конфликт разрешается, – «Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах». Как общепризнанный международный регламент, подписанный в том числе и Россией, он имеет приоритет над актами, введенными Правительством РФ.
Итак, о чем же идет речь в этой Конвенции?
В пункте 10 статьи 23 заявлено, что автомобиль, стоящий под стрелку, должен в любом случае повернуть в ее направлении, если создает препятствие для стоящих позади машин, ожидающих поворота. Выход из ситуации очевиден: если нужно ехать прямо – не вставай в полосу, с которой поворачивают. Почему же это все-таки происходит, и довольно часто?
Проблема соблюдения предписаний Венской конвенции заключается в том, что российским Кодексом об административных правонарушениях вообще не предусмотрено наказания за их несоблюдение. Таким образом, апеллируя к превосходству международного договора над внутренним документом, вы будете правы, но «вредный» водитель в итоге наказан не будет.
Регулируется ли вообще данная ситуация в каких-либо условиях?
Да. В отдельных случаях крайняя правая полоса предназначена исключительно для поворота направо, а крайняя левая – налево. Об этом предупреждают специальный знак или разметка на дорожном полотне. При их наличии движущийся прямо транспорт стоять под стрелкой не может: он должен перестроиться в соседнюю полосу. Нарушение влечет за собой штраф по ч. 1 ст. 12.16 КоАП в размере 500 рублей.
Что получается?
Стоять ли под стрелку для движения прямо, если это не запрещено, или перестраиваться в соседний ряд перед перекрестком, – вопрос скорее морально-этический. Делая выбор, не забывайте ставить себя на место движущихся за вами водителей.
Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.