Может ли покупатель вернуть предоплату за автомобиль в автосалоне?

Посещая автосалон, потенциальный клиент морально готовится к покупке нового автомобиля и оформлению всех сопутствующих документов. Но вряд-ли вся процедура покупки пройдет за один день.

На практике часто случается так, что желания покупателя расходятся с предлагаемым товаром. Например, нет конкретной модели желаемого цвета или необходимой комплектации. И дабы не потерять клиента, руководство автосалона предлагает оформить заказ на интересующую модель и внести предоплату.

Что говорит закон?

Выигрывают в таком случае обе стороны. Дилер получает гарантию возврата клиента для оплаты оставшейся части денег и получения автомобиля.  А для клиента предоплата – это гарантия фиксированной цены за данный автомобиль.

К тому же нет необходимости ездить по салонам и искать конкретную модель. Пришёл, оплатил вторую часть средств или оформил кредит и забрал машину.

Проблема только в том, что в процессе ожидания клиент может изменить свое решение. Возникли трудности с деньгами, или еще что-то. В общем, покупка автомобиля откладывается на будущее.

И многим интересно было бы узнать, а что произойдет с той суммой средств, которая уже перешла на счет автосалона?  Пропадут ли деньги или всё-таки их можно забрать? Давайте разбираться!

Все правовые аспекты, касающиеся покупателя и продавца, прописаны в ГК РФ. Конкретно нас интересует статья 487, где прописана возможность внесения предоплаты за товар. Кроме того, существует «Закон о правах потребителя», контролирующий процесс покупки и эксплуатации транспортного средства.

Основные аспекты

  • Если клиент не внёс указанную сумму в уговоренный срок или продавец не передал автомобиль, в силу вступает 328 и 457 статья ГК РФ. В первом случае, договор признается недействительным, а деньги возвращаются назад к покупателю. А вот когда продавец не выполняет свои обязанности, клиент может получить товар без внесения остальной суммы за него.
  • Составляя договор, представители автосалона могут указать окончательный срок, до которого клиент должен полностью оплатить товар.
  • Согласно закону «О защите прав потребителей», дилер должен вовремя передать автомобиль новому хозяину. При несоблюдении договоренностей, покупатель вправе установить новый срок передачи автомобиля или полностью разорвать договор. В таком случае, автосалон обязан компенсировать уже оплаченную сумму.

Терминология

Еще одна проблема, с которой сталкивается простой  гражданин – сложность терминологии. Большинство считают, что «задаток» и «аванс» это одно и то же.

  1. Аванс.

Авансом называют  часть денег, которую платит клиент до передачи товара. Выплата не относится к обеспечению сделки, поэтому этот взнос проще всего вернуть назад. Из документов оформляется только соглашение. И никаких правовых последствий это соглашение не имеет.

  1. Задаток.

Задаток служит как гарантия выполненных обязательств. Вот почему, все официальные дилерские центры предпочитают пользоваться именно им. При использовании задатка могут оформляться и дополнительные соглашение. В нем указывают: сумму задатка, технические характеристики автомобиля, дату передачи автомобиля, а также размер компенсаций за каждый просроченный день.  Чаще всего, сумма задатка не превышает 10% стоимости всего автомобиля.

Как клиенту вернуть аванс?

Для возвращения аванса клиенту необходимо письменно уведомить руководство автосалона о намерениях расторгнуть договор. Обычно процедура происходит в самом автосалоне. Клиенту выдается для заполнения два бланка. В одном он просит расторгнуть договор, а во втором – вернуть уплаченные средства.

Решение по заявлению выносится не сразу, а через определенный срок. Клиент уведомляется о результате по телефону или при личной встрече.

При вынесении положительного решения, договор признается недействительным, а деньги переходят обратно на счет клиента. В случае неудовлетворительного решения, покупателю рекомендуется обратиться в суд.

Как вернуть задаток?

Сделать это будет в разы сложнее. Продавец хочет максимально обезопасить себя от единовременного ущерба, поэтому:

  • если клиент отказывается от покупки по каким-либо причинам, задаток не возвращается. Сумма удерживается в качестве компенсации ущерба;
  • если автосалон не предоставил необходимый автомобиль, покупатель имеет полное право забрать задаток в двойном размере;
  • задаток возвращается клиенту в полном размере, если клиент не имеет возможности купить автомобиль по независимым от него причинам (банк отказался предоставлять кредит).

Подведем итог

Передача денег автосалону может происходить в любой форме. И в случае невыполнения договорённостей со стороны банка, клиент может потребовать возместить выплату. Главное – не затягивать, а сразу же обращаться к юристам. Специалисты помогут вернуть деньги, но только при соблюдении всех условий с Вашей стороны.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.