Развал–схождение: что это такое?

Параметры, определяющие положение колес — так называемые углы развала и схождения — существенно влияют на управляемость машины и срок службы её компонентов. Эти настройки не являются постоянными и требуют периодической корректировки. Со временем углы могут измениться под воздействием различных факторов, таких как износ деталей подвески или частые поездки по неровным участкам дорог. В этой статье разберем, в каких ситуациях нужно настраивать развал и схождение, а также к чему может привести игнорирование этой процедуры.

Что это такое ход-развал?

Настройка углов наклона колес — это плановая процедура, выполняемая для приведения положения колес в соответствие с техническими требованиями автопроизводителя.

Развал отражает степень отклонения колеса от вертикали. Чтобы представить это наглядно, можно вообразить линии, соединяющие верхнюю и нижнюю точки шин передней оси. В идеале они формируют прямоугольник, и тогда развал считается нулевым — колеса стоят строго вертикально. Если верхняя часть колеса смещена наружу относительно кузова, развал называют положительным. Когда же верх колеса направлен внутрь — по направлению к кузову, это признак отрицательного развала.

Схождение описывает угол между направлением вращения колес и продольной осью автомобиля. По сути, это степень (не)параллельности колес при взгляде сверху или снизу. Если передние края колес направлены друг к другу — речь идет о положительном схождении. Если же они «разбегаются» в разные стороны — схождение считается отрицательным.

Кастер (также называют кастр или кастор) — это параметр, влияющий на способность колес самостоятельно возвращаться в прямое положение после прохождения поворота. Этот процесс происходит за счёт поступательного движения автомобиля. Угол кастера представляет собой отклонение оси поворотного узла колеса от вертикальной линии в продольной плоскости.

Корректная регулировка этих параметров обеспечивает устойчивость автомобиля, правильное поведение на дороге и равномерный износ шин.

Wheel alignment: what is it?фото

На что влияет сход-развал?

Углы развала и схождения оказывают прямое влияние на управляемость автомобиля. При правильной настройке транспортное средство ведёт себя стабильно, уверенно входит в повороты, а шины изнашиваются равномерно, что продлевает срок их службы.

Что может произойти при нарушении углов установки колес:

  • Машину начинает тянуть в сторону, даже если руль зафиксирован в ровном положении — это повышает риск выезда на встречную полосу.
  • Рулевое управление становится либо чрезмерно жестким, либо, наоборот, слишком легким и нервным.
  • Снижается сцепление с дорогой в поворотах и на скользких участках, повышается вероятность потери контроля.
  • Длина тормозного пути возрастает, особенно при экстренном торможении.
  • В поворотах можно услышать характерный скрип или визг от шин.
  • Износ шин становится неравномерным и ускоренным — иногда в 2–3 раза быстрее, чем при корректных углах. Первые признаки могут появиться уже после 300–500 километров пробега.
  • Если долго не заниматься регулировкой, это может привести к повреждению подвески. Восстановление в таком случае потребует серьёзных затрат.

Регулярная проверка и настройка развала-схождения — это не просто рекомендация, а необходимая мера для поддержания безопасности и технического состояния автомобиля. Кстати, вы можете найти рессоры от производителя здесь, если потребуется замена отдельных компонентов.

Что будет, если не регулировать сход-развал?

Неправильно выставленные углы установки колёс неизбежно приводят к ускоренному и неравномерному износу шин. Например, при чрезмерно отрицательном развале быстрее изнашивается внутренняя часть протектора. Если развал положительный — повышенный износ наблюдается снаружи покрышки. Отклонения по схождению тоже дают о себе знать: появляется специфический тип износа, который называют эффектом «пилы» — когда отдельные элементы протектора стираются неравномерно, и на боковом срезе он напоминает зубья пилы.

Но дело не только в шинах — поведение автомобиля на дороге также существенно меняется, если углы настройки выходят за пределы нормы.

Так, при чрезмерно положительном схождении машина хуже реагирует на поворот руля и стремится «выпрямиться» в виражах — это снижает поворачиваемость. В случае отрицательного схождения может возникнуть нестабильность движения: автомобиль начинает рыскать при ускорении и торможении, что требует постоянных корректировок рулём. А усиленный отрицательный развал особенно сильно влияет на ускоренный износ резины, снижая её ресурс.

Подобные нарушения не только влияют на комфорт, но и напрямую связаны с безопасностью, поэтому проверка углов установки колёс — обязательная часть обслуживания любого автомобиля.

Как понять, что пора делать развал-схождение?

  • Рулевое колесо в салоне заметно отклонено от центрального положения.
  • Во время движения автомобиль ведёт себя нестабильно: ощущается раскачивание на неровностях, возникает необходимость постоянно корректировать рулём, при торможении машина уходит в сторону.
  • Подвеска изнашивается значительно быстрее, чем обычно.
  • Шины изнашиваются неравномерно, с одной стороны — либо внутренней, либо внешней.
  • Увеличивается расход топлива.

Как часто нужна регулировка развала-схождения?

Как понять, что настало время сделать развал-схождение? В первую очередь, это требуется при появлении описанных ранее симптомов. Однако даже при отсутствии видимых проблем рекомендуется проверять углы установки колес примерно каждые 20–30 тысяч километров.

Эта процедура становится особенно актуальной после ДТП, сильного удара колес о глубокую яму или любое другое препятствие, особенно если при этом колеса выглядят выровненными, а рулевое колесо — смещено.

Кроме того, регулировка углов должна выполняться после любых ремонтных работ с элементами подвески и рулевого управления, включая замену рычагов, сайлентблоков, шаровых опор, рулевых тяг и наконечников, амортизаторных стоек передней подвески типа McPherson, а также приводных валов и ШРУСов. Во всех этих случаях разборка и сборка подвески неизбежно влияет на геометрию колес.

Рекомендуется также контролировать углы установки при смене сезонных шин, особенно если комплекты различаются по размеру или степени износа, чтобы избежать преждевременного износа и ухудшения управляемости.

В каких случаях регулировка не поможет?

Регулировка углов колес не будет эффективной при серьёзных повреждениях подвески или кузова автомобиля, а также при неравномерном износе шин. В подобных случаях сначала необходимо отремонтировать ходовую часть, заменить покрышки и выполнить кузовные работы. Только после этого возможно корректно выполнить настройку углов колес.

Как проходит процедура сход-развала?

Сход-развал представляет собой комплексную процедуру проверки и настройки углов установки колес. Перед началом регулировки необходимо правильно подготовить автомобиль: полностью освободить салон и багажник от всех вещей, а также тщательно проверить колесные диски на наличие повреждений. Важно, чтобы подвеска функционировала исправно.

После этого проводится диагностика ходовой части транспортного средства. Специалист внимательно осматривает все элементы подвески и кузова. Процедура развал-схождения выполняется в сервисном центре с использованием оптических, лазерных и компьютерных стендов. Оборудование подбирается с учетом типа подвески автомобиля. Углы колес регулируются как на передней, так и на задней оси. При ремонте задней подвески на автомобилях с зависимой или полузависимой конструкцией сход-развал зачастую не требуется. Однако при ремонте независимой задней подвески процедура обязательна.

Основные этапы развал-схождения:

  • Автомобиль закрепляется на специальном стенде, на колеса устанавливаются адаптеры-мишени.
  • Выполняется диагностика с применением высокоточных датчиков для определения положения колес относительно кузова.
  • На основе полученных данных мастер устраняет дефекты подвески, регулируя углы схождения и развала на передней и задней осях.
  • Показатели сравниваются с эталонными значениями.
  • Первым настраивается угол кастера.
  • Регулировка производится с помощью специальных механизмов в конструкции подвески: сначала корректируется развал, затем схождение.

Цель процедуры — добиться углов развала и схождения, близких к нулю, при условии, что в салоне находится один человек.

Заключение

Даже при правильной настройке углов колес иногда проблема с управляемостью остается — автомобиль продолжает тянуть в сторону. Чаще всего это связано с серьёзными повреждениями кузова, элементов подвески или дисков, полученными в результате недавней аварии. В таких случаях для корректировки углов потребуется ремонт. Однако для исправного автомобиля правильная регулировка параметров подвески обязательно выровняет колеса, обеспечив лёгкое и точное управление.