Законность требования сотрудников ДПС открыть капот

На выходных, мы с друзьями решили отправиться на дачу.  Только выехали из города, и нас остановил инспектор ДПС. Мой друг сразу передал ему необходимые документы, гаишник посмотрел и потребовал открыть капот. За мои 10 лет водительского стажа, я вижу такую картину впервые.

К тому же, никто из нас не был пьян, и все документы были в порядке. Сотрудник полиции проверил вин код автомобиля, а после чего пожелал счастливого пути. Мы долго обсуждали эту тему, но никто так и не знал, в чем подвох такого требования. Ну, а теперь я хочу расставить все точки над «и», а также рассказать об этом вам.

Что говорят правила

Законодательство четко регламентирует все взаимоотношения между водителем и инспектором ДПС. Узнать обо всех правах можно в Административном регламенте. Но не будет полностью рассматривать этот документ, а обратив внимание на п. 93.1.

Исходя из данного правила, у инспектора есть полное право требовать показать номера агрегатов и кузова автомобиля, для проверки. Проверка заключается в сверке номеров, выбитых на деталях автомобиля, и занесенных в тех паспорт и СТС. Зачем они это делают? Так, полиция выявляет ворованные автомобили.

Что на самом деле

Вот подумайте, хочется ли гаишнику,  просить открыть капот у каждого водителя, счищать грязь с деталей и сверять номера? Я думаю – нет. Опытные водители заявляют, что за такой процедурой, следует тщательная проверка вашей машины.

Обычно, события развиваются так:

  1. Гаишник находит неисправность чего-либо и придирается по этому поводу. Чаще всего это касается обладателей старых автомобилей. Там всегда что-то сломанное. А дальше инспектор начинает «раздувать из мухи слона», ссылается на правила, которые запрещают эксплуатацию авто с подобной поломкой. Все знают, для чего это делается.
  2. Еще, гаишник может «не прочитать» номер из-за большого скопления грязи и постарается забрать вашу машину на штрафстоянку. Якобы ему показалось подозрительным ваше авто. Дальше водитель «показывает ему номера в салоне», и все расходятся на мирной ноте.

Но у моего друга была новая машина. И придраться к грязным номерам у него не получилось. Дальше инспектор предложить проверить багажник, но мы то свои права знаем. И сказали, что багажник откроем только в присутствии двух понятых. Но искать свидетелей он не захотел и поэтому отпустил нас.

Что же делать

В случае досмотра номеров деталей, инспектору можно создать некие трудности.

  1. Попросите показать правила, которые обязывали бы вас выполнить данное требование. Ничего такого в этом нет, это входит в его обязанности.
  2. При досмотре автомобиля необходимо присутствие двух понятых. Напомните это ему, пусть ищет. Гаишник может сослаться, что это обычный осмотр, а не досмотр. Но разве вы должны делать что-то со своим автомобилем при осмотре? Нет. Вот именно.
  3. Водителю не обязательно выходить из машины и показывать где находятся номера. Ваша задача дернуть капот, а дальше пусть делает все сам. Многие гаишники не хотят пачкать руки и отпускают водителей.
  4. Еще как вариант, запросить документы сотрудника и записать все его действия на видеокамеру. Вам это разрешено делать, так что не стесняйтесь.

Как видите, в большинстве случаев, требование открыть капот – очередной развод. Лишь иногда инспекторы просят проверить номера, имея ориентировку на угнанное транспортное средство.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.