5 ситуаций, при которых водитель может безнаказанно проехать на красный сигнал светофора

Лозунг поколения Z – «Нарушай правила!». Пользователи социальных сетей добавят: «кроме правил русского языка», а водители автомобилей: «кроме правил дорожного движения».

Знание ПДД – обязательное условие получения права на управление транспортным средством, гарант безопасности пешеходов, особенно детей. Например, каждый знает с малолетства, что красный цвет светофора означает запрет движения. Красный = стой! Это касается в равной степени и пешеходов, и водителей, хотя для последних существуют некоторые исключения из правила.

Правилами безопасности дорожного движения предусмотрены несколько ситуаций, в которых автомобиль может двигаться на запрещающий сигнал светофора.

Проезд спецтранспорта

Первый и самый очевидный случай – проезд спецмашин экстренных служб и государственных ведомств (пункт 3.1 ПДД).

Спецавтомобили оборудуются синими и иногда – в дополнение – красными проблесковыми маячками и сигналом. Согласно Правилам, важно, чтобы «мигалка» была включена, «сирена» издавала предупреждающий сигнал, а водитель спецавтомобиля перед совершением маневра был уверен в его безопасности и предоставленном преимуществе. На деле, к сожалению, ДТП с участием таких спецмашин – не редкость, установление вины участников может затягиваться, а виновники-«мигалки» несут наказание нечасто.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание: привилегии вроде проезда на красный, пересечения сплошной и т.п. в случаях, предусмотренных законом и ПДД, дают только синие маячки, в то время как оранжевые и белые преимуществ проезда не обеспечивают. А зеленый маячок, использовавшийся в СССР для замыкающих сопровождающие колонны автомобилей, отменен в начале 1990-х, и сейчас его эксплуатация запрещена.

Регулировщик на перекрестке

Второй случай – работа регулировщика на перекрестке, не совпадающая со светофором.

Если вы видите запрещающий сигнал, а инспектор жестикулирует, что нужно ехать – не обращайте внимания на светофор: согласно пункту 6.15 ПДД в таких ситуациях преимущество у сотрудника ДПС, и водитель должен руководствоваться указаниями регулировщика.

Завершение маневра

Третий случай – право на завершение маневра.

В соответствии с пунктом 13.7 правил дорожного движения, въехавший на перекресток водитель может завершить маневр, даже если сигнал светофора сменился на красный, пока его машина медленно двигалась в плотном потоке. Естественно, он будет обязан пропустить пешеходов и велосипедистов, движущихся на разрешающий сигнал светофора.

Экстренное торможение

Четвертый случай – избегание экстренного торможения.

Иногда для остановки на желтый сигнал светофора или соответствующий жест регулировщика приходится применять экстренное торможение. Зачастую эта мера связана с риском создания аварийной ситуации на дороге. Именно поэтому пункт 6.14 ПДД предусматривает, что водитель в этой ситуации может продолжить движение.

Автолюбители утверждают, что сами сотрудники ДПС часто игнорируют это правило, а водителям бывает сложно доказать, что оттормозиться в конкретном случае они могли только экстренно.

Экстренная необходимость


Отдельно стоит упомянуть об «обстоятельствах, вызванных крайней необходимостью». Это, например, доставка пострадавшего в ДТП человека в больницу, когда дорога каждая минута. В своде ПДД такой формулировки нет, и официально проезд на красный в таком случае вроде бы не разрешен. Однако согласно статье 2.7 Административного Кодекса, производство по такому делу исключается, то есть водитель, проскочивший на запрещающий сигнал светофора в обстоятельствах крайней необходимости, не понесет наказания.

Заключение

Мы же рекомендуем быть внимательными на дорогах, стараться предугадать все возможные ситуации и отказаться от проезда на красный сигнал светофора. Главной опасностью при таких маневрах является не наказание со стороны ГИБДД, а угроза жизни и здоровью!

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.