Переобувал резину, мастер рассказал чем опасна перетяжка болтов

Всем привет! Широкое распространение шиномонтажных мастерских привело к тому, что большинство автомобилистов всё же предпочитают доверять мастерам. Я и сам не исключение. Изредка, конечно, приходится самому менять колеса на автомобиле.

Моя история

Вот недавно пробил колесо в черте города. Установил запаску и благополучно доехал на СТО. Прокол в шине мне устранили, но на этом моёприсутствие в сервисе не окончилось.

Спустя неделю вспомнил, что сейчас самое время «переобуться». Как раз нет очередей. Взял комплект зимней резины и отправился на СТО. Мастера быстро сделали свою работу, но в момент установки колес обратно на машину, меня посетил один вопрос: «а что будет, если перетянуть болты?»

И пользуясь случаем, решил поинтересоваться у мастера, который, к тому времени, уже поставил все колеса на место.

Он не стал ничего скрывать и рассказал мне, что монтаж автомобильного колеса принято делить на три этапа:

  • Наживляем болты

В первую очередь необходимо наживить болты вручную. А делают это для того, чтобы при затяжке ключом болты не перекосило в сторону.

  • Используем баллонный ключ

Если ты заметил, то я закручивал болты при помощи баллонного ключа. И вкручивал их не до конца, а так, чтобы оставался минимальный зазор. Аналогичную операцию необходимо повторить на всех болтах. И запомни, закручивают болты друг напротив друга.

  • Затягиваем болты

Как только все болты закручены, их нужно затянуть динамометрическим ключом. Специальный ключ оборудован прибором, который определяет усилие в момент затяжки болта. Я же затянул их с силой в 110 Нм, что соответствует норме.

А что если перетянуть?

Вот у тебя есть динамометрический ключ? Я думаю, что нет. Отсюда и возникает проблема перетяжки болтов на колесах автомобиля. Некоторые «специалисты» даже прыгают на баллонном ключе. А ведь такие действия крайне небезопасны, так как при чрезмерном усилии  можно сорвать резьбу.

Происходит это не сразу, а постепенно. Сначала появляются трещины, которые только разрастаются под нагрузкой, а после колесо и вовсе обрывает резьбу. Ослабевший болт не может удержаться в ступице и вылетает на ходу.

Ещё одной неприятностью может стать обрыв резьбы на самом болте. При демонтаже колеса приходится снова прыгать на рычаге или трубе, или наращивать трубу для дополнительного рычага. Все эти действия создают дополнительные усилия, которые и ломают резьбу.

Очень часто при чрезмерном затягивании колеса ломается и сам болт. Процедура замены колеса, при которой водитель слишком сильно затягивает болты, рано или поздно создает эффект усталости металла.

Так, при очередной затяжке болтов, есть вероятность, что головка отлетит в сторону, а шпилька останется внутри ступицы. Так просто её не достать, тут уж точно придется обращаться к нам в сервис.

Вроде бы все понятно, но мне не давал покоя ещё один вопрос: «А как же затягивать болты без использования динамометрического ключа?»

«Ну, тут только есть один вариант — потренироваться на динамометрическом ключе. После 10-15 повторений уже будешь знать, когда хватит крутить» — ответил мастер.

Использование гайковерта

Кстати, на некоторых СТО закручивают колеса с помощью гайковерта. В этом случае также важно придерживаться правильной технологии.

Болты сначала наживляют рукой, а затем используют пневматический гайковерт. После, болты затягивают всё тем же динамометрическим ключом.

В конце мне посоветовали всегда обращать внимание на то, как колеса закручивают на СТО. Если мастер вставляет болт в гайковерт и пытается сразу же вкрутить его до упора, лучше попросить этого не делать.

Инструмент может повредить резьбу. Ну, а что может произойти с болтами дальше, я уже знаю.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.