Езда с неисправным датчиком кислорода может нанести серьезный вред двигателю. Проверить его можно самому очень быстро

Говорить о важности исправного датчика кислорода бесполезно, если не знать, для чего он нужен. К сожалению, не все водители об этом знают. Дело в том, что датчик устанавливается на выпускной системе. Благодаря ему контроллер может определить смесь, на которой работает движок. На основании полученных данных меняется время впрыска на форсунках.

Таким образом, главным назначением этого датчика является передача показаний контроллеру для поддержания оптимального состава смеси. Его принцип действия идентичен стационарным анализаторам. Только в отличие от последних он контролирует только один элемент – кислород.

Какой должен быть состав смеси

Оптимальным является состав с соотношением бензина к воздуху 1:14,7.  Установлено, что при таких показателях при сгорании смеси практически не образуется нагара, а в атмосферу выбрасывается минимум вредных веществ. Кроме того, повышается эффективность работы катализатора.

Как провести диагностику датчика кислорода

Конечно выполнить точную проверку без специальных приборов невозможно. Для этого, как минимум, потребуется газоанализатор и осциллограф. Однако в случае, когда замечена какая-то неисправность мотора, на свечах появляется нагар или повышается расход бензина, провести диагностику можно собственными силами. Для этого вам потребуется только мультиметр.

Как работает датчик

Чтобы начать диагностику, сначала следует узнать об особенностях работы датчика. Показывать правильные данные устройство начинает только при сильном прогреве. Именно поэтому в нем не только встроен нагреватель, но и монтируют его максимально близко к двигателю. Только тогда он сможет корректно определять содержание кислорода в отработанном газе.

Существует несколько конструктивных исполнений датчиков. У некоторых из них может вообще не быть нагревательного элемента. Количество проводов может меняться от одного до трех. А на автомобилях марки ВАЗ даже установлены четырехпроводные датчики. Одна пара идет на питание нагревателя, а вторая представляет собой само устройство.

Как выполнить проверку самостоятельно

Проверяя датчик самостоятельно, необходимо сразу же понять, идет ли питание от контроллера к датчику. Конкретный показатель напряжения для определенного автомобиля проще всего найти в сети.

Если на холостом ходу двигатель работает урывками, то сложно определить достоверность показаний. Так, датчик может «обманывать» и показывать, что смесь очень богатая, тогда как по факту это совсем не так. Однако контроллер будет «верить» устройству и уменьшит время впрыска. Именно из-за этого двигатель и будет работать не устойчиво. Понять, что причина в датчике просто. Надо отключить его и проверить снова работу на холостом ходу. Если все стало лучше, то виновник найден. После этого контроллер будет рассчитывать время впрыска по базовым настройкам.

Точнее выполнить диагностику датчика можно с помощью мультиметра. Для этого при заведённом двигателе щупы подключают к устройству. Напряжение на датчике будет скакать в пределах 100-900 микровольт. Нижний предел указывает на бедную смесь, верхний – на богатую.

Далее нужно проверить корректность показаний. Для этого нужно проехать с высокими оборотами и затем сделать так, чтобы двигатель поработал на бедной смеси. Это можно сделать несколькими способами:

  • снять хомут;
  • сдвинуть гофру;
  • сделать подсос воздуха.

При этом, нужно следить за изменениями показаний датчика. Если они упали до 100 микровольт, то все в порядке. Теперь надо создать богатую смесь. Проще всего это сделать, пшикнув баллончиком «Быстрый старт» во впускной коллектор. Напряжение на датчике должно сразу же скакнуть до 900 микровольт. Это свидетельствует о его работоспособности.

Конечно, иногда датчик может покрыться со временем нагаром. Тогда и работать он будет неправильно. Исправить это легко. Нужно просто покататься по трассе с высокими оборотами. Нагар выгорит от сильного нагрева самого датчика. Сам не проверял, но опытные водители утверждают, что способ рабочий.

Есть, что добавить? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.