Когда замена масла убивает АКПП
Очень часто производители указывают, что масло в классическую гидромеханическую коробку-автомат залито на весь срок её службы. Это так, но только если назначенный заводом ресурс устраивает владельца. На практике трудно себе представить, чтобы хозяину машины не хотелось удлинить срок безотказной работы коробки.
Устройство АКПП подразумевает огромную роль хорошего масла в её принципе действия. Носитель смазывающих, охлаждающих и управляющих функций призван обладать строго заданными свойствами, причём они не должны сильно меняться от времени и пробега. Однако температурное циклирование, естественное старение и загрязнение продуктами износа медленно, но верно портят масло.
При этом нарушается работа исполнительных фрикционов, гидротрансформатора, насоса, управляющих гидравлических клапанов, наступает ускоренный износ подшипников. Всё это начинает не лучшим образом влиять на уже подпорченное масло, процесс может стать лавинообразным.
Замена масла
Полная смена жидкости решает проблему и стабилизирует состояние коробки на какое-то время. Чем раньше это произойдёт, тем в лучшем состоянии механизмы прекратят интенсивно изнашиваться, и тем дольше проживут в целом.
Но идеальные владельцы достаются далеко не всем автомобилям, поэтому масло в автоматических коробках практически никто часто не меняет, по крайней мере в гарантийный период. И к окончанию гарантии коробка уже пребывает в неопределённом состоянии. Точно оценить остаточный ресурс невозможно, слишком многое зависит от характера эксплуатации.
В типовом сюжете машина переходит к следующему владельцу, который, находясь в эйфории от покупки, скорее всего поменяет масло, обычно методом частичной замены. Для этого часть отработавшей жидкости сливается, а её место занимает свежая ATF. В большинстве случаев даже нужной марки, хотя привычка везде лить Dexron III неискоренима среди мастеров.
Новое масло обладает всеми необходимыми присадками, химическим свойствами и вязкостью. Но полностью все вопросы не решены, поскольку большая часть продуктов износа остаётся в системе. И чем больше пробег у машины, тем их доля значительней.
Они не находятся во взвешенном состоянии, а скорее пребывают в динамическом равновесии с отложениями на стенках деталей, в масляном фильтре и в тех объёмах, откуда их извлечь без полной разборки агрегата невозможно.
Возможные неприятности
Первая связана с адаптацией коробки к старому маслу. Умная АКПП способна реагировать на изменение свойств рабочей жидкости. И пока она не перестроится, что займёт много времени, разница между прогнозируемыми характеристиками и реальными способна нанести катастрофический вред.
Не всегда такое происходит, но последствия могут стать печальными. Возрастут локальные нагрузки на детали, и если они уже сильно изношены, то произойдёт поломка. Особенно если владелец, уверовав в обновление, начнёт с энтузиазмом нагружать машину резкими манёврами.
Вторая особенность связана с хорошими моющими свойствами свежего качественного масла. Это хорошо знают некоторые любители промывать старые двигатели «злыми» быстрыми промывками. Так было убито немало моторов. В АКПП происходят похожие явления.
Скопления грязи и отложений могут никак себя не проявлять, пока их не потревожит растворяющая присадка. После чего они разнесутся по всему механизму и сделают своё дело.
Большая концентрация посторонних веществ чревата отказами блока гидроклапанов, быстрым износом фрикционов и питтингом подшипников. Вплоть до закупорки масляных каналов, что означает гарантированное прекращение нормальной работы.
Выход из ситуации один – менять масло в коробке надо регулярно, с частотой не реже 50 тысяч километров пробега. А если пробег неизвестен, то спасти изношенный агрегат можно только полной его разборкой и тщательной промывкой. С последующей приборной адаптацией там, где это возможно.
При вскрытии можно определить, какие детали находятся на грани, и профилактически их поменять. С обязательной заменой масляных фильтров. Иначе дальнейшая бесперебойная эксплуатация АКПП будет определяться, в основном, везением владельца и его стилем езды.
Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.